Система зажигания обеспечивает воспламенение подаваемой в камеры сгорания цилиндров воздушно-топливной смеси.
Для формирования искры требуемой интенсивности 12-вольтовое напряжение бортового электропитания в преобразуется катушках зажигания в высоковольтное (ВВ), - 30 000 В. На рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях KIA Sportage используется электронная система прямого зажигания (DIS), функционирующая под управлением ECM, ориентирующегося на показания датчиков положений коленчатого (CKP) и распределительного (CMP) валов. Анализируя поступающую от датчиков информацию, ECM определяет момент готовности каждого из цилиндров двигателя к воспламенению впрыскиваемой в него воздушно-топливной смеси, - по команде ECM катушка вырабатывает ВВ напряжение, вызывающее пробой зазора между электродами соответствующей свечи. Катушки зажигания На рассматриваемых в настоящем Руководстве оборудованных двигателем DOHC моделях используются две катушки зажигания, установленные непосредственно над свечами зажигания второго и четвертого цилиндров. При этом искрообразование по команде ЕСМ происходит в одновременно двух цилиндрах, поршень одного из которых находится в конце такта сжатия, другого - в конце выпускного такта, причем основное падение напряжения приходится на свечу цилиндра, находящегося в такте сжатия ввиду значительно более высокого давления внутри него. Мощность искрообразования во втором цилиндре будет минимальна (холостая искра), обеспечивая при этом дожигание остающихся в камере сгорания молекул воздушно-топливной смеси, что позволяет добиться более эффективного снижения токсичности отработавших газов. Искрообразование происходит единовременно в цилиндрах 1/2 и 3/4. Катушки в регулярном обслуживании не нуждаются и в случае выхода из строя подлежат замене. Датчик положения распределительного вала (CMP) Датчик установлен в задней части головки цилиндров и отслеживает положение распределительного вала, выдавая соответствующую информацию на модуль управления. Датчик положения коленчатого вала (CKP) Датчик CKP закреплен на картере трансмиссии и определяет частоту вращения и положение коленчатого вала путем отслеживания моментов прохождения мимо своего чувствительного элемента рабочих выступов закрепленного на маховике/приводном диске зубчатого кольца. Свечи зажигания Свечи зажигания, при подаче на них ВВ напряжения от катушек, обеспечивают искрообразование, вызываемое пробоем межэлектродного зазора, и приводящее к воспламенению подаваемой в цилиндры воздушно-топливной смеси. Проверку состояния свечей зажигания следует производить регулярно, в соответствии с Графиком текущего обслуживания автомобиля (см. Главу Текущий уход и обслуживание). Высоковольтная (ВВ) электропроводка ВВ электропроводка используется для соединения катушек зажигания со свечами. Периодически проверяйте состояние изоляции и контактных наконечников ВВ проводов. Система защиты двигателя от детонации Характерные для современных двигателей высокие степени сжатия, улучшающие топливную экономичность, а также изменение качества используемого топлива увеличивают склонность двигателя к детонации. При высоких степенях сжатия пределы детонации часто находятся внутри установленного диапазона моментов зажигания (для минимального расхода топлива), либо сдвинуты в сторону запаздывания. Средства защиты предотвращают детонационное сгорание рабочей смеси при всех условиях функционирования двигателя. Датчик детонации (KS), закрепленный в соответствующем месте двигателя, реагирует на возникающие при детонации высокочастотные колебания литья блока и трансформирует их в электрические сигналы, поступающие на ECM. Так называемое «измерительное окно» синхронизировано с вращением коленчатого вала, а для выделения данных, характеризующих детонацию, используется полосовой фильтр. Входная информация сравнивается с сигналами, получаемыми при сгорании смеси без детонации, после чего ECM на нескольких тактах двигателя обеспечивает смещение момента зажигания в сторону запаздывания, необходимое для исправления ситуации. Затем установка возвращается к исходному оптимальному значению. Что особенно важно, смещение момента зажигания может происходить индивидуально для каждого цилиндра двигателя, в то время как остальные продолжают работать в штатном режиме. Меры безопасности При обслуживании систем прямого зажигания следует соблюдать особые меры предосторожности: Не прикасайтесь к электропроводке системы зажигания и не рассоединяйте ее контактные разъемы при работающем двигателе/вращающемся стартере; Не отсоединяйте батарею при работающем двигателе; Рассоединение разъемов электропроводки датчиков и модулей управления производите только после предварительного отсоединения аккумуляторной батареи; Производите отсоединение/подсоединение электропроводки системы зажигания, а также подключение/отключение любого диагностического и измерительного оборудования только при выключенном зажигании; Не допускайте к выполнению работ по обслуживанию электронной системой зажигания людей с имплантированным кардиостимулятором; Ни в коем случае не допускайте заземления контактных клемм катушек зажигания на массу; Не подсоединяйте контрольную лампу к клеммам катушек зажигания.