Головка блока цилиндров Тойота Рав 4
Снятие головки блока цилиндров
Снятие головки блока цилиндров
1. Слейте охлаждающую жидкость.
2. Снимите кронштейн крепления троса привода акселератора, отвернув два болта
3. Снимите генератор, а) Отсоедините зажим жгута проводов от зажима на генераторе.
Детали для снятия и установки (этап 1-й): 1 - генератор, 2 - кронштейн диагностического разъема, 3 - провод к генератору, 4 - разъем генератора, 5 - вакуумные шланги, 6,7,8 - зажим, 9 - кронштейн катушек зажигания и впускного коллектора в сборе (с высоковольтными проводами), 10 - разъемы катушек зажигания, 11 - разъем датчика положения дроссельной заслонки, 12 - корпус дроссельной заслонки, 13 - разъем датчика температуры охлаждающей жидкости, 14 - разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, 15 - шланг, 16 - прокладка, 17 - разъем клапана управления холостым ходом, 18 - выходной патрубок, 19 - разъем датчика давления масла, 20 - шланг перепуска охлаждающей жидкости, 21 - прокладка, 22 - тепловой экран №1 выпускного коллектора, 23 - кронштейн выпускного коллектора, 24 - выпускной коллектор и теплозащитный экран №2 в сборе.
б) Отсоедините разъем генератора.
в) Снимите резиновый колпачок и отверните гайку крепления провода, и отсоедините провод генератора.
г) Ослабьте стопорный болт (модели с кондиционером), регулировочный болт и шарнирный болт.
д) Снимите ремень привода ГРМ.
е) Снимите стопорный болт регулировки (модели с кондиционером) или регулировочный болт (модели без кондиционера) и шарнирный болт.
ж) Снимите генератор. .
Снимите распределитель,
а) Отсоедините два разъема катушек зажигания.
Детали для снятия и установки (этап 2-й): 1 - вакуумный шланг, 2 - впускной коллектор, 3 - провод "массы", 4 - разъем электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ (модели с каталитическим нейтрализатором), 5 - вакуумный модулятор (модели с каталитическим нейтрализатором) и клапан системы рециркуляции ОГ, 6 - прокладка, 7 - электропневмоклапан системы рециркуляции ОГ, 8 - прокладка, 9 - шланг подачи топлива, 10 - жгут проводов, 11 - шланг системы вентиляции картера, 12 - прокладка, 13 - разъем форсунок, 14 - распорная втулка, 15 - разъем датчика детонации, 16 - кронштейн впускного коллектора, 17 - изолятор, 18 - форсунка, 19 - уплотнение, 20 - кольцевое уплотнение, 21 - топливный коллектор.
б) Отсоедините высоковольтные провода за резиновые колпачки. Не натягивайте провода. Примечание: натяжение или изгиб проводов может вызвать внутренние повреждения.
в) Отверните два болта, и снимите распределитель.
5. Снимите выпускной коллектор, а) Отверните пять болтов и снимите верхний теплозащитный экран.
б) Отверните болт, гайку и снимите кронштейн выпускного коллектора.
в) Отверните шесть гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.
г) Отверните три болта и снимите нижний теплозащитный экран.
6. Снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости, а) Отсоедините следующие разъемы:
(1) Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.
(2) Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости.
(3) Разъем датчика давления масла.
Разборка головки блока цилиндров: 1 - крышка головки блока цилиндров, 2 - уплотнение трубок свечей зажигания, 3 - свеча зажигания, 4 - прокладка крышки головки блока цилиндра, 5 - регулировочная шайба, 6 - толкатель, 7 - сухари, 8 - тарелка пружины клапана, 9 - клапанная пружина, 10 - маслосъемный колпачок, 11 - седло пружины, 12 - направляющая клапана, 13 - клапан, 14 - распределительный вал впускных клапанов, 15 - распределительный вал выпускных клапанов, 16 - сегментная заглушка, 17 - датчик давления масла, 18 - головка блока цилиндров, 19 - прокладка головки блока цилиндров, 20 - ремень привода ГРМ, 21 - пружина ролика - натяжи-теля, 22 - ролик - натяжитель №1, 23 - правая опора крепления двигателя, 24 - кронштейн генератора и правый кронштейн подъема двигателя, 25 - прокладка, 26 - крышка №2 ремня привода ГРМ, 27 - зажимы, 28 - крышка №3 ремня привода ГРМ, 29 - защита жгута проводов, 30 - датчик положения распределительного вала, 31 - разъем датчика положения распределительного вала, 32 - сегментная заглушка, 33 - пружинное кольцо, 34 - вспомогательная шестерня распределительного вала выпускных клапанов, 35 - пружинная шайба, 36 - стопорное кольцо, 37 - зубчатый шкив распределительного вала, 38 - сальник распределительного вала, 39 - крышка подшипника распределительного вала.
б) Отсоедините следующие шланги:
(1) Верхний шланг радиатора;
(2) Шланг перепуска охлаждающей жидкости;
(3) Шланг отопителя;
(4) Шланг подачи охлаждающей жидкости к клапану управления холостым ходом;
(5) Два шланга системы улавливания паров топлива (если установлена).
в) Отверните две гайки, снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости и прокладку.
7. Снимите трубку перепуска охлаждающей жидкости, а) Отсоедините следующие шланги:
(1) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом от перепускной трубки охлаждающей жидкости.
(2) Шланг отопителя от перепускной трубки охлаждающей жидкости.
(3) (Модели с маслоохладителем) Два перепускных шланга охлаждающей жидкости маслоохладителя.
б) Отверните два болта и две гайки.
в) Отсоедините перепускную трубку охлаждающей жидкости от крышки насоса охлаждающей жидкости, и снимите ее.
г) Снимите прокладку и кольцевое уплотнение.
8. Снимите корпус дроссельной заслонки, а) Отсоедините следующие разъемы:
(1) Разъем датчика положения дроссельной заслонки.
(2) Разъем клапана управления холостым ходом.
б) Отсоедините следующие шланги:
(1) Шланг системы вентиляции картера от корпуса дроссельной заслонки.
(2) (Модели с системой рециркуляции отработавших газов) Два вакуумных шланга от корпуса дроссельной заслонки.
(3) (Модели с системой улавливания паров топлива) Вакуумный шланг от корпуса дроссельной заслонки.
(4) Вакуумный шланг от трубки.
в) Отверните четыре болта или два болта и две гайки.
д) Снимите корпус дроссельной заслонки и прокладку.
9. Снимите левый крюк для подъема двигателя и кронштейн №2 впускного коллектора, отвернув болт и гайку.
10. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор, а) Отсоедините следующие шланги:
(1) Вакуумный шланг от канала Е электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
(2) Вакуумных шланг от канала G электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
б) Ослабьте накидную гайку трубки системы рециркуляции ОГ, отверните две гайки, и снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов, вакуумный модулятор, вакуумные шланги и прокладку.
11. Снимите кронштейн №1 впускного коллектора, отвернув два болта.
12. Отсоедините следующие разъемы
и провод:
(1) Разъем датчика детонации. (2)'(Модели с системой рециркуляции ОГ) Разъем электропневмок-лапана системы рециркуляции ОГ. (3) Провод "массы".
13. Снимите вакуумную трубку, а) Отсоедините следующие шланги:
(1) Вакуумный шланг от регулятора давления топлива.
(2) Вакуумных шланг от газового фильтра.
(3) Воздушных шланг клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя от впускного коллектора.
(4) Воздушных шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера от вакуумной трубки.
(5) Два вакуумных шланга для клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя от воздушной трубки(камеры).
б) Отверните два болта и вакуумную трубку.
14. Отсоедините шланг подачи топлива от топливного коллектора, а) Отсоедините зажим жгута проводов двигателя от кронштейна.
б) Используя специнструмент, ослабьте демпфер пульсаций давления топлива.
в) Снимите демпфер пульсаций давления топлива и две прокладки, и отсоедините шланг подачи топлива (1) от топливного коллектора.
15. Отсоедините шланг возврата топлива (2) от возвратного топливопровода.
Возвратный топливопровод
16. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Снимите электропневмоклапан системы рециркуляции ОГ, отвернув болт.
17. Снимите впускной коллектор, а) Отсоедините следующие шланги:
(1) Шланг системы вентиляции картера от впускного коллектора.
(2) Вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера от впускного коллектора.
(3) Вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе от газового фильтра.
(4) Вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов от впускного коллектора.
б) Отсоедините два зажима защиты жгута проводов двигателя от болтов крепления крышки №2 ремня привода ГРМ, в показанной на рисунке последовательности.
в) Отсоедините два зажима жгута проводов двигателя от кронштейна крепления на впускном коллекторе.
г) Отверните шесть болтов, две гайки, и снимите впускной коллектор и прокладку.
18. Снимите топливный коллектор и форсунки, а) Отсоедините разъемы форсунок.
б) Отверните два болта и снимите топливный коллектор вместе с форсунками. Примечание: будьте осторожны не уроните форсунки при снятии топливного коллектора.
в) Снимите изоляторы и две рас порных втулки с головки блока ци линдров.
г) Снимите форсунки с топливного коллектора.
г) Снимите форсунки с топливного коллектора.д) Снимите кольцевое уплотнение и уплотнение с каждой форсунки.
19. Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива распределительного вала.
20. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, с помощью специнструмента и отвернув болт.
21. Снимите ролик - натяжитель пружину, отвернув болт.
22. Снимите крышку №3 ремня привода ГРМ, отвернув четыре болта.
Примечание:
- Удерживайте ремень привода ГРМ, так чтобы зубчатый шкив коленчатого вала и ремень не перемещались.
- Быть осторожны, не уроните что-нибудь внутрь крышки ремня привода ГРМ.
- Не допускайте контакта ремня с маслом, водой или пылью.
23. Снимите кронштейн генератора и правый крюк для подъема двигателя, отвернув три болта.
24. Снимите датчик давления масла.
25. Снимите крышку головки блока цилиндров.
Отверните четыре гайки, снимите уплотнение трубок свечей зажигания, крышку головки блока цилиндров и прокладку.
Примечание: расположите уплотнения трубок свечей зажигания в последовательности снятия, для правильной их установки, чтобы минимизировать возможность утечки масла.
26. Снимите зажимы высоковольтных проводов, клапан системы вентиляции картера и шланг от крышки головки блока цилиндров.
а) Отверните болт и снимите зажимы высоковольтных проводов (1).
б) Снимите клапан системы вентиляции картера (2), шланг (3) и уплотнение (4).
в) Снимите шланг системы вентиляции картера (3).
27. Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов. Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа. А. Снимите распределительный вал выпускных клапанов, а) Установите распределительный вал привода впускных клапанов так, чтобы отверстие под технологический болт шестерен распределительного вала впускных клапанов было на 10 -45° до установки в ВМТ (как показано в рисунке). Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала выпускных клапанов цилиндров №2 и №4 воздействуют на толкатели клапанов.
б) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала выпускных клапанов к главной шестерне технологическим болтом. Рекомендуемый технологический болт: диаметр резьбы 6 мм
шаг резьбы 1,0 мм
длина болта 76-20 мм
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие пластинчатой шайбы вспомогательной шестерни. , в) Отверните два болта и снимите крышку заднего подшипника.
г) Равномерно ослабьте и снимите 6 болтов крышек подшипников №1, №2 и №4 в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника №3 на этой операции.
д) Снимите крышки подшипников №1, №2 и №4.
е) Поочередно ослабьте и снимите два болта крышки подшипника №3
ж) Снимите крышку подшипника №3 и распределительный вал выпускных клапанов. Примечание:
- Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болты крепления крышки подшипника №3 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала выпускных клапанов заново.
- Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
В. Снимите распределительный вал впускных клапанов, а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов на 80- 115° до установки в ВМТ. Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала впускных клапанов цилиндров №1 и №3 воздействуют на толкатели клапанов.
б) Отверните два болта, снимите крышку переднего подшипника и сальник.
в) Равномерно ослабьте и снимите 6 болтов крышек подшипников №1, №3 и №4 в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности. Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника Ыз2 на этой операции
г) Снимите крышки подшипников №1, №3и №4.
д) Поочередно ослабьте и снимите два болта крышки подшипника №2.
е) Снимите крышку подшипника №2 и распределительный вал.
Примечание:
- Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болты крепления крышки подшипника №2 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала выпускных клапанов заново.
- Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
30. Разберите распределительный
вал выпускных клапанов, а) Установите распределительный вал в тиски, как показано на рисунке.
Примечание: не повредите распределительный вал.
б) Вставьте технологический болт (А) в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
в) Отверткой поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке, и снимите технологический болт (В).
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить распределительный вал.
г) Пассатижами снимите стопорное кольцо.
д) Снимите:
(1) Пружинную шайбу;
(2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала;
(3) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
31. Снимите головку блока цилиндров, а) Равномерно ослабьте и снимите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.
б) Снимите головку блока цилиндров с направляющих штифтов на блоке цилиндров и положите её на верстак, подложив деревянные бруски.
Примечание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать мощную отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано на рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.
Разборка головки блока
цилиндров
1. Снимите толкатели и регулировоч
ные шайбы.
Примечание: расположите толкатели и регулировочные шайбы в порядке их установки.
2. Снимите клапаны, а) Сожмите клапанную пружину и снимите два сухаря.
б) Снимите следующие части:
(1) Тарелку клапанной пружины
(2) Клапанную пружину;
(3) Клапан;
(4) Седло пружины.
Примечание: расположите клапаны, клапанные пружины, опорные шайбы и тарелки клапана в обратной последовательности.
в) Используя плоскогубцы с длинными губками, снимите маслосъем-ный колпачок.