Меню

 

 

 

 

 

 

Автоматическая коробка передач Лада веста

Особенности автоматической коробки передач

 

 

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Основные данные для контроля и ремонта АМКП

Модель коробки передач

2182

Тип привода переключения передач

Электромеханический

Количество передач

5

Передаточные отношения: 1-передачи П-передачи Ш-передачи IV -передачи V -передач

передача заднего хода главная передача

 

3,64 1,95 1,36 0,94 0,78 3,50 3,94

Масса, кг

32,8

Рекомендованное масло*

Трансмиссионное масло, соответствующее требованиям качества GL -4 по API

Вязкость трансмиссионное масла по SAE в зависимости от колебаний температуры окружающей среды

75 W -80 - от -40°С до +35°С 75 W -85 - от -40°С до +35°С 75 W -90 - от -40°С до +45"С 80 W -85 - от -26°С до +35°С 80 W -90 - от -26°С до +45°С 85 W -90 - от -12°С и выше +45°С

Заправочный объем, л

2,25

Трансмиссионное масло

GL-4, SAE 75W-85*

Заправочный объем трансмиссионного масла, л

2,2-2,3


* Завод-изготовитель рекомендует использовать в коробке передач трансмиссионное масло ТМ-4-12 SAE 75W-85 GL-4.

Момент затяжки резьбовых соединений

Наименование деталей

Момент затяжки, Им

Болт крепления коробки передач к блоку цилиндров

55-87

Гайка крепления коробки передач к блоку цилиндров

55-87

Болт крепления механизма переключения передач

16-25

Болт крепления механизма выключения сцепления

16-25

Болт крепления левой опоры силового агрегата

62

Болт крепления задней опоры силового агрегата

105

Пробка сливного отверстия

35

Пробка заливного отверстия

35

Выключатель света заднего хода

29-45


ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ На автомобиле с механической коробкой передач (МКП) выбор момента переключения передач и само переключение осуществляет водитель. Несмотря на очевидный минус такой конструкции — приходится постоянно работать педалью сцепления, — есть и положительные моменты: меньшая цена, простота конструкции, высокая надежность и экономичность в сравнении с гидромеханическим агрегатом — автоматической коробкой передач «классической» конструкции. Идея, совместить плюсы МКП с удобством управления автоматической коробкой передач реализована в автоматизированной механической коробке передач (АМКП). Такой тип коробки чаще называют роботизированной. Она обеспечивает переключение передач без участия водителя в зависимости от скорости автомобиля, частоты вращения коленчатого вала двигателя и нагрузки. Водителю остается только выбрать режим работы коробки передач, переведя селектор режима работы АМКП в соответствующее положение. На облицовке селектора нанесены обозначения положения рычага.
Автоматическая коробка передач Лада веста
Для опытного водителя есть возможность управлять работой трансмиссии в ручном режиме, исходя из своего стиля вождения, а не подстраиваться под заданный алгоритм, заложенный в «электронные мозги». АМКП, которую устанавливают на автомобили Лада, представляет собой «обычную» механическую коробку с управляемыми «электроникой» механизмом переключения передач и электроприводом выключения сцепления. Автоматизированная коробка передач разработана совместно с немецкой фирмой ZF на базе пятиступенчатой МКП модели 2180. Модернизированный агрегат получил обозначение 2182. Вместо механизма переключения передач с тросовым приводом (который был на МКП 2180) на него установили механизм с электроприводом.
Автоматическая коробка передач Лада веста
Коробка передач: 1 — задняя крышка картера коробки передач; 2, 44 — гайка; 3 — ведущая шестерня пятой передачи; 4 — упорная пластина; 5, 40 — стопорные кольца подшипника; 6 — шариковый подшипник первичного вала; 7 — ведущая шестерня четвертой передачи; 8 — картер коробки передач; 9 — первичный вал; 10 — ведущая шестерня третьей передачи; 11 — ведущая шестерня второй передачи; 12 — шестерня заднего хода; 13 — ведущая шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник; 15 — сапун; 16 — сальник первичного вала; 17 — картер сцепления; 18 — роликовый подшипник вторичного вала; 19 — маслосборник; 20 — ведущая шестерня главной передачи; 21 — кольцо датчика скорости автомобиля; 22, 32 — сальники привода; 23, 30 — роликовые конические подшипник дифференциала; 24 — датчик скорости автомобиля; 25 — коробка дифференциала; 26 — сателлит дифференциала; 27 — ось сателлитов; 28 — полуосевая шестерня; 29 — ведомая шестерня главной передачи; 31 — регулировочное кольцо; 33 — ведомая шестерня первой передачи; 34 — синхронизатор первой и второй передач; 35 — ведомая шестерня второй передачи; 36 — ведомая шестерня третьей передачи; 37 — синхронизатор третьей и четвертой передач; 38 — ведомая шестерня четвертой передачи; 39 — шариковый подшипник вторичного вала; 41 — втулка; 42 — ведомая шестерня пятой передачи; 43 — синхронизатор пятой передачи
Автоматическая коробка передач Лада веста
Автоматизированная механическая коробка передач модели 2182: 1 — электронный блок управления трансмиссией; 2 — электропривод выключения сцепления; 3 — механизм переключения передач с электроприводом
Электропривод выключения сцепления воздействует непосредственно на вилку сцепления. Педаль сцепления на автомобиле отсутствует.
Автоматическая коробка передач Лада веста
Замечание
Указанные детали съемные, при этом корпус коробки передач ос-гался без изменений. Это позволяет, при необходимости, переделать агрегат на ручное управление. Для этого придется установить механизм переключения передач с тросовым приводом, а также трос привода выключения сцепления .
Коробка передач — двухвальная. Она смонтирована вместе с главной передачей и дифференциалом в единый агрегат, корпус которого состоит из трех частей — картера сцепления, картера коробки передач и задней крышки. Места соединений картеров и крышки уплотнены бензомас-лостойким герметиком.
Первичный вал коробки передач выполнен в виде блока шестерен. Шестерни первичного вала — ведущие, находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач переднего хода, установленными на вторичном валу. Все элементы вторичного вала съемные. Вторичный вал — полый, с радиальными отверстиями в местах установки шестерен для смазки наружной поверхности вала. Шестерня пятой передачи вращается на втулке.
Автоматическая коробка передач Лада веста
Механизм переключения передач с электроприводом: 1 — электропривод выбора передач; 2 — электропривод включения передач
Ведущая шестерня главной передачи и ступицы синхронизаторов установлены на шлицах вала. Наиболее нагруженные синхронизаторы (первой и второй передач) имеют по два дополнительных конусных кольца. Передние концы валов опираются на роликовые подшипники, а задние — на шариковые.
Дифференциал — двухсателлит-ный, предварительный натяг его подшипников регулируется подбором толщины регулировочного кольца, установленного под наружным кольцом подЩипника дифференциала. На корпусе дифференциала установлено задающее кольцо датчика скорости автомобиля. Датчик установлен на картере коробки передач.
Для контроля уровня масла в картере коробки передач выполнено специальное отверстие, закрытое резьбовой пробкой.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ -ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.
Последовательность выполнения
1. Убеждаемся в работоспособности системы управления автоматизированной коробкой передач, для этого, включаем зажигание. Затем, нажав педаль тормоза, перемещаем рычаг селектора по очереди во все положения, при этом на информационном дисплее должны отображаться соответствующие символы. После чего, возвращаем рычаг селектора в положение N («нейтраль»).
2. Запускаем двигатель. Если из картера сцепления слышен воющий звук, вероятно, изношен выжимной подшипник сцепления. Похожий звук может быть вызван износом подшипников коробки передач.
3. Удерживая педаль тормоза нажатой, переключаем селектор по очереди во все положения, при этом убеждаемся в работоспособности механизма переключения передач. Включение должно быть легким, без треска и хруста.
Замечание
Если при выключении сцепления воющий звук (см. выше п. 2) усиливается — изношен выжимной подшипник сцепления. Если звук пропадает, то изношены подшипники коробки передач. Если при включении передач слышен треск, автомобиль дергается, значит, сцепление выключается не полностью. Причиной может быщ неисправность механизма переключения передач, износ или потеря упругости диафрагменной пружины сцепления, а также неисправность электропривода выключения сцепления. Для проверки механизма переключения передач и электропривода выключения сцепления необходимо проверить коды неисправности, хранящиеся в блоке управления трансмиссией, поэтому такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания, располагающей необходимым оборудованием.
4. Устанавливаем рычаг селектора в положение N («нейтраль»). Отпускаем педаль тормоза, при этом автомобиль не должен начать движение.
5. Проверяем работу коробки передач в движении. Для этого, включаем режим А (движение вперед в автоматическом режиме) и медленно нажимаем на педаль газа. При этом сцепление должно плавно включиться. Двигаемся сначала с разгоном, а затем с замедлением, убеждаемся в плавности включения сцепления, в плавном переключении передач (как в сторону повышения, так и в сторону понижения), в отсутствии хруста, стуков и других посторонних звуков коробки передач.
6. Включаем режим М и повторяем проверку переключая передач в ручном режиме. Для этого, перемещая рычаг селектора сначала в сторону символа «+», а затем — «—». Коробка должна работать без сбоев, переключая передачи в выбранном направлении.
7. Останавливаем автомобиль и переводим рычаг селектора в положение R. После отпускания педали тормоза автомобиль должен начать движение назад.
Замечание
Рывки и дребезг в момент включения сцепления могут быть вызваны замасливанием или короблением дисков сцепления или разрушением демпфера крутильных колебаний. Несвоевременное переключение передач, либо включение передачи не соответствующей скорости движения вызвано неисправностью блока управления трансмиссией. Рывки и задержки при переключении передач во время движения автомобиля, включение передач с ударом могут свидетельствовать о неисправности механизма переключения передач или электропривода выключения сцепления. Устранение таких неполадок связано с необходимостью считывать коды неисправности, хранящиеся в блоке управления трансмиссией, поэтому такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания, располагающей необходимым оборудованием. Кроме того, при замене неисправного механизма электропривода необходимо выполнить настройку системы управления трансмиссией. В противном случае, корректная работа будет невозможной.
Рекомендация
Если нет возможности восстановить работоспособность механизма переключения передач или электропривода выключения сцепления (например, из-за отсутствия запасных частей), то коробку передач можно переделать на ручное управление. Для этого необходимо демонтировать указанные детали и установить механизм переключения передач с тросовым приводом, а также трос привода выключения сцепления.
8. При движении на третьей или четвертой передаче резко нажимаем педаль газа. Если частота вращения коленчатого вала возрастает быстро, а автомобиль ускоряется вяло, то сцепление пробуксовывает.
Замечание
Об износе сцепления может также свидетельствовать появление в салоне запаха гари, издаваемого сильно нагретыми фрикционными накладками ведомого диска. В этом случае необходимо заменить сцепление.
9. Подготавливаем автомобиль к дальнейшему выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту») и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.
8. Снимаем защиту картера двигателя и брызговик двигателя (если установлен).
9. Осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек трансмиссионного масла.
Рекомендация
В случае обнаружения потеков на картере коробки передач следует проверить уровень трансмиссионного масла в ней, при необходимости довести уровень масла до нормы.