Меню

 

 

 

 

 

 

Устройство сцепления Лада Веста

Как проверить сцепление на автомобиле

 

 

СЦЕПЛЕНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания

Коробка передач

2182

JH3

Тип привода выключения сцепления

Электромеханический

Гидравлический

Рабочая жидкость привода выключения сцепления

Тормозная жидкость DOT-4

Минимальное расстояние между рабочей поверхностью накладки ведомого диска и заклепками их крепления, мм

0,2

0,2

Допустимое биение ведомого диска не более, мм

0,5

0,5

Допустимый износ лепестков диафрагменной пружины

не более, мм

н. д.

0,8

Моменты затяжки резьбовых соединений

Таблица 10.1.2

Наименование узлов и деталей

Момент затяжки, Нм

Коробка передач 2182

Болт крепления корзины сцепления к маховику

20-30

Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя

55-87

Гайка крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя

55-87

Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления

16-25

Болт крепления втулки выжимного подшипника

4-6

Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления

4-6

Коробка передач JH3

Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя

44

Гайка крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя

44

Болт крепления корзины сцепления к маховику

20

Болт крепления выжимного подшипника выключения сцепления

21


ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
На автомобиле установлено однодисковое сцепление сухого типа с центральной нажимной пружиной.
Устройство сцепления Лада Веста
Детали сцепления: 1 — ведомый диск; 2 — вашмной диск в сборе (корзина); 3 — рабочий цилиндр выключения сцепления в (боре с выжимным подшипником
На автомобиле с механической коробкой передач привод выключения сцепления — гидравлический. Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлен нажимной диск. Со стороны кожуха диск поджимает нажимная пружина диафрагменного типа. Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск. К двум сторонам ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое робки передач. Гидропривод выключения сцепления состоит из главного и рабочего цилиндров выключения сцепления, связанных трубопроводом. По трубопроводу давление подводится к рабочему цилиндру, который в свою очередь передает усилие на центральную диафрагменную пружину сцепления через выжимной подшипник выключения сцепления. Рабочий цилиндр сцепления собран в единый блок с выжимным подшипником (в каталогах запасных частей используются оба эти названия для обозначения детали) и установлен в картер сцепления. В качестве рабочей жидкости в гидроприводе сцепления используется тормозная жидкость. Она поступает в главный цилиндр сцепления по шлангу из бачка главного тормозного цилиндра. Для этого на левой стороне бачка выполнен патрубок.
Устройство сцепления Лада Веста

Устройство сцепления Лада Веста
Рабочую жидкость в системе гидропривода выключения сцепления необходимо регулярно заменять в соответствии с планом технического обслуживания (см. «План технического обслуживания»).
К неисправностям главного и рабочего цилиндров сцепления можно отнести: износ манжет главного цилиндра сцепления; течь рабочей жидкости в местах соединения трубок и штуцеров и из-под манжет поршней цилиндров.
Замечание
В случае негерметичности рабочего цилиндра появятся потеки тормозной жидкости снизу из-под картера сцепления. Наличие потеков масла в этом же месте вызвано износом сальника первичного вала коробки передач. Следует также прове^ рить шланг и трубку гидропривода сцепления, чтобы убедиться, что на них нет трещин, порезов и других повреждений. Неисправные детали заменяем.
Исправная работа гидропривода выключения сцепления возможна только, если в системе отсутствует воздух, из-за которого может не полностью выключаться сцепление. В результате переключение передач будет затруднено или невозможно. Воздух в систему может попасть при понижении уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра ниже допустимого предела, в результате нарушения герметичности соединений.
Герметичность необходимо восстановить, заменив поврежденные детали. Для удаления воздуха достаточно прокачать гидропривод выключения сцепления. ГТрокачной штуцер выполнен в наконечнике трубки гидропривода.
На автоматизированной механической коробке передач 2182 (АМКП), вместо гидропривода выключения сцепления установлен механизм с электроприводом.
Устройство сцепления Лада Веста
Электропривод воздействует непосредственно на вилку сцепления. Вилка выключения сцепления опирается на опору с шаровым наконечником. При повороте вилки усилие передается на лепестки нажимной пружины через радиально-упорный шариковый подшипник (выжими подшипник). Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой привода выключения сцепления
Устройство сцепления Лада Веста
Благодаря отсутствию зазора в npиводе выключения сцепления обечивается постоянное прижатие муфты к лепесткам нажимной пружины при этом выжимной подшипники непрерывно работает. В подшипник заложена смазка на весь срок его эксплуатации. Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленной к картеру сцепления тремя болтами. Изношенный выжимной подия ник во время работы будет издавать повышенный шум. При замене дисков сцепления завод-изготель рекомендует заменить выижимной подшипник вне зависимости от его состояния. Это оправдано, если пробег автомобиля составил около 100 тыс. км или более. Но если диски сцепления износились за значитительно меньший пробег (30-40 тыс. км.) то это скорое всего результат неправильной эксплуатации автомобиля. В этом случае велика вероятность того что выжимной подшипник сохранив достаточный ресурс для дальнейшей эксплуатации. Однако, при замене дисков сцепления следует проверить состояние подшипника: если при вращении его наружное кольцо заедает, чувствуется люфт или слышен шум — выжимной подшипник необходимо заменить.
СЦЕПЛЕНИЕ -ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Срок службы сцепления зависит от условий эксплуатации и стиля вождения. Эксплуатация автомобиля с максимальной нагрузкой или по бездорожью, буксировка прицепа, неполное выключение сцепления при грогании, ускорении или движении, а также длительное удержание выжатой педали сцепления при работающем двигателе значительно сокращают срок службы деталей сцепления.
Сцепление во включенном состоянии (при отпущенной педали) должно не «пробуксовывать» и без потерь передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии, а при нажатой педали сцепления полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления должно быть плавным — без рывков.
Замечание
Проверка сцепления показана на примере автомобиля с механической коробкой передач (МКП). Проверка сцепления на автомобиле с автоматизированной коробкой передач показана в разделе «Автоматизированная коробка передач -проверка технического состояния».
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. При неработающем двигателе нажимаем педаль сцепления несколько раз. Убеждаемся в отсутствии заеданий в механизме привода выключения сцепления, в отсутствии скрипов, стуков и других посторонних шумов.
3. Запускаем двигатель. Если из картера сцепления слышен воющий звук, усиливающийся при нажатии педали сцепления, вероятнее всего, изношен выжимной подшипник сцепления.
4. При работающем двигателе нажимаем педаль сцепления до упора и включаем передачу. Включение должно быть легким, без треска и хруста. Если при включении передач слышен треск, а выключение затруднено, значит, сцепление выключается не полностью. Прокачиваем гидропривод выключения сцепления. Если воздуха в приводе нет, дефект может быть вызван неисправностью главного цилиндра сцепления, рабочего цилиндра сцепления, износом или снижением упругости диафраг-менной пружины.
5. При работающем двигателе и включенной первой передаче, постепенно отпуская педаль сцепления, проверяем плавность включения сцепления, отсутствие в момент тро-гания рывков и посторонних звуков. Рывки и дребезг в момент включения сцепления могут быть вызваны замасливанием или короблением дисков сцепления, либо разрушением демпфера крутильных колебаний.
6. В движении на третьей передаче резко нажимаем педаль газа. Если частота вращения коленчатого вала двигателя возрастает быстро, а автомобиль ускоряется вяло, то сцепление пробуксовывает. Также об этом свидетельствует появление в салоне запаха гари, издаваемого сильно нагретыми фрикционными накладками ведомого диска. Для устранения данной неисправности необходимо заменить сцепление.
Если вышеперечисленные признаки неисправностей в процессе диагностики сцепления не выявлены, сцепление находится в технически исправном состоянии.