Меню

 

 

 

 

 

 

Система охлаждения Лада Веста

Контроль системы охлаждения

 

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания

Температура начала открытия клапана термостата, °С

85-89

Температура полного открытия клапана термостата, °С

102

Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кПа ( bar )

110-150(1,1-1,5)

Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кПа ( bar )

3-13(0,1)

Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре окружающего воздуха 20—30 °С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, °С

95

Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л

7,84

Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается)

Антифриз

Моменты затяжки резьбовых соединений

Таблица 9.4.2

Наименование узлов и деталей

Резьба

Момент затяжки, Нм (кгсм)

Болты крепления насоса охлаждающей жидкости

Мб

7,6-8,0(0,8-0,8)

Гайки крепления термостата

М8

16,0-22,6(1,6-2,3)

Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров

Мб

4,2-5,2 (0,4-0,5)


ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленг-ликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок, охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.
Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.
Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов циркуляции. Малый круг не включает в себя радиатор двигателя, и жидкость омывает только блок цилиндров и головку блока цилиндров, а также протекает через радиатор отопителя. Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости. При движении по большому кругу охлаждающая жидкость проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат.
При недостаточно интенсивном воздушном потоке охлаждение радиатора производится электровентилятором. Он установлен за радиатором двигателя и включается по сигналу электронного блока управления двигателем. В цепь питания электродвигателя вентилятора встроен блок управления.
Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В пробке бачка размещены впускной и выпускной предохранительные клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
При эксплуатации автомобиля оценивать состояние системы охлаждения можно по контрольной лампе перегрева двигателя и уровню жидкости в расширительном бачке. Понижение уровня охлаждающей жидкости, как правило, вызвано нарушением герметичности системы. При понижении уровня до отметки MIN или загорании контрольной лампы возможно наличие неисправности в системе охлаждения.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
Предупреждение!
Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Некоторое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя неисправностью не является. Это связано с тепловым изменением объема жидкости.
2. Проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который должен находиться на 25—30 мм выше метки MIN, выполненной на корпусе расширительного бачка.
Система охлаждения Лада Веста
Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, доливаем в бачок охлаждающую жидкость (см. ниже, «Охлаждающая жидкость — замена»).
Рекомендация
Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения.
3. Проверяем отсутствие подтеканий жидкости из радиатора, блока цилиндров двигателя, места установки датчика температуры, соединений резиновых шлангов системы охлаждения и их целостность.
Рекомендация
Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, заменив пружинные хомуты винтовыми. При этом не перетяните хомуты, т. к. они могут порезать шланги.
4. Проверяем целостность корпуса расширительного бачка, радиатора двигателя и отопителя.
Система охлаждения Лада Веста
5. Открываем крышку расширительного бачка системы охлаждения (см. выше).
Система охлаждения Лада Веста
6. Набираем в ареометр охлаждающуюся жидкость, чтобы всплыл поплавок.
Система охлаждения Лада Веста
7. По шкале поплавка определяем плотность жидкости.
Замечание
Ареометр представляет собой поплавок со шкалой, градуированной в единицах плотности кг/м3. В зависимости от плотности жидкости поплавок будет погружаться на разную глубину. Шкала нанесена на поплавок таким образом, чтобы уровень жидкости располагался напротив значения, соответствующего ее плотности. Антифриз продается либо в разбавленном виде, готовом к применению, либо в виде концентрата, который необходимо перед заливкой разбавить дистиллированной водой в соответствии с температурой эксплуатации автомобиля. Концентрация антифриза определяется по его плотности (см. таблицу). Иногда на шкале указан диапазон минимально допустимой температуры. Разбавлять антифриз необходимо до его заливки в систему охлаждения, поскольку, только таким образом можно обеспечить точное соблюдение указанных соотношений антифриза и дистиллированной воды. Плотность антифриза проверяем после перемешивания.
8. С помощью таблицы, по плотности антифриза определяем его концентрацию и минимальную температуру, при которой его можно эксплуатировать. 9. При несоответствии концентрации антифриза климатической зоне заменяем охлаждающую жидкость (см. ниже, «Охлаждающая жидкость — замена»).
Замечание
Не стремитесь чрезмерно увеличивать концентрацию этиленгликоля. При увеличении ее свыше 60% температура замерзания антифриза снова начинает увеличиваться и при 100% этиленгликоля составит -13 "С.
10. Убеждаемся в том, что крышка расширительного бачка плотно завернута.
Система охлаждения Лада Веста
11. Убеждаемся в герметичности корпуса термостата и соединения насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров.
12. Проверяем отсутствие подтекания жидкости из дренажного отверстия насоса (находится в нижней части насоса), свидетельствующее об износе его сальника.
13. Для проверки термостата запускаем холодный двигатель. Температуру и циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому кругу контролируем на ощупь, по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения (на фото воздушный фильтр снят для наглядности).
Система охлаждения Лада Веста

Замечание
Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 °С, клапан термостата должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу. В результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 90 °С клапан термостата будет открываться и постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем его нижний шланг начнут нагреваться.
14. Оставляем двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного значения электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры — автоматически выключиться.
Рекомендация
Если электровентилятор вовремя не включился, жидкость закипела, необходимо проверить исправность электродвигателя вентилятора или исправность системы управления двигателем. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости показана в разделе «Датчик температуры охлаждающей жидкости - проверка и замена».
Плотность и концентрация антифриза

Плотность антифриза при 20 °С,

кг/м 3

Концентрация этиленгликоля в антифризе, % от объема

Минимальная температура

окружающей среды, при которой

можно эксплуатировать двигатель, °С

1050

30

-10

1058

35

-15

1067

40

-20

1074

45

-25

1082

50

-30

1090

55

-35

1098

60

-45