Двигатель 21129 Лада Веста
Устройство двигателя 21129
ДВИГАТЕЛЬ 21129 И ЕГО СИСТЕМЫ
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
На автомобиле в базовой комплектации установлен 16-клапанный двигатель модели 21129. Двигатель — бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый рядный с верхним расположением распределительных валов и жидкостным охлаждением.
Блок цилиндров — чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а каналы подачи масла выполнены сверлением. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и имеют маркировку порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала.
В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки установлены сталеалюминиевые вкладыши коренных подшипников. По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Переднее полукольцо — сталеалюми-невое, заднее — металлокерамичес-кое, желтого цвета с обеих сторон.
На двигателе применяется облегченная шатунно-поршневая группа.
Поперечный разрез двигателя 21129: 1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — коленчатый вал; 3 — масляный фильтр; 4 — каталитический коллектор; 5 — насос охлаждающей жидкости; 6 — поршень; 7 — прокладка каталитического коллектора; 8 — датчик концентрации кислорода; 9 — свеча зажигания; 10 — клапан выпускной; 11 — головка блока цилиндров; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — корпус подшипников распределительных валов; 14 — крышка головки блока цилиндров; 15 — впускной модуль; 16 — впускной клапан; 17 — катушка зажигания; 18 — гидротолкатель; 19 — распределительный вал впускных клапанов; 20 — форсунка; 21 — топливная рампа; 22 — заслонка; 23 — прокладка головки блока цилиндров; 24 — поршневые кольца; 25 — поршневой палец; 26 — блок цилиндров; 27 — штуцер системы вентиляции картера; 28 — шатун; 29 — шатунные вкладыши; 30 — маховик; 31 — прокладка поддона картера; 32 — маслозаборник; 33 — поддон картера двигателя
Поршни с короткой юбкой, отлиты из алюминиевого сплава. В днище каждого поршня сделаны четыре небольшие выточки под тарелки клапанов, но они не предотвращают контакт клапана с поршнем при нарушении фаз газораспределения или обрыве ремня привода ГРМ. На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа с проточкой и острой кромкой на нижней плоскости. Внутрь маслосъемно-го кольца устанавливается пружинный расширитель.
Все кольца более тонкие, чем на предыдущих моделях двигателей, что призвано сократить внутренние потери двигателя на трение.
Пальцы — плавающего типа, фиксируются в поршнях двумя пружинными стопорными кольцами.
Шатуны — «колотые». В верхней головке шатуна запрессована стале-бронзовая втулка. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатун только в одном положении.
Снизу к блоку цилиндров крепится поддон картера.
Система смазки двигателей комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос — шестеренного тина с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала. Через маслозаборник, насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя. Для контроля за количеством масла в поддоне установлен измерительный щуп — указатель уровня. Масляный фильтр — полнопоточный,
с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном, препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их.
В теле коленчатого вала просверлены каналы. По ним масло поступает к шатунным шейкам, смазывая их. В каналы коленчатого вала масло поступа-етиз блока цилиндров через отверстия во вкладышах коренных подшипников и коренных шейках. Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками. С левой стороны блока выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра. Сверху на блок цилиндров установлена алюминиевая головка. Соединение головки и блока цилиндров уплотнено металлической двухслойной прокладкой. В головку блока цилиндров установлены два распределительных вала и шестнадцать клапанов, Привод клапанов осуществляется через толкатели, с гидрокомпенсаторами. Поэтому регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов не требуется. Распределительные валы впускных и выпускных клапанов невзаимозаменяемые. Опоры распределительных валов выполнены в головке, а их крышки объединены в корпус подшипников, устанавливаемый на головку. Сверху корпус подшипников закрыт крышкой головки блока с маслоотражателем и маслозаливной горловиной. Для установки свечей зажигания сверху головки блока цилиндров выполнены цилиндрические углубления — свечные колодцы. В каждый колодец вставлена катушка зажигания, при этом высоковольтный вывод катушки надет на свечу зажигания.
Привод распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала двигателя. Для направления движения ремня по шкивам установлен направляющий ролик, натяжение ремня осуществляется натяжным роликом с автоматическим натяжным устройством. Ремень привода ГРМ закрыт пластмассовыми крышками.
Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Ресивер и впускной трубопровод неразъемные, выполнены из пластмассы единым блоком.
Выпускной коллектор — стальной, совмещен с каталитическим нейтрализатором. Его соединение с головкой уплотняется двухслойной металлической прокладкой.
Сверху двигатель закрывает декоративная накладка.
Двигатель 21129 создан на базе модели 21127, которую устанавливают на автомобиль Lada Kalina 2. Оба двигателя отличаются от предыдущих моделей ВАЗ модернизированной системой впуска воздуха.
ДВИГАТЕЛЬ 21129
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Основные данные для контроля и ремонта
Двигатель |
|
Модель |
21129 |
Условное обозначение |
1,6 л 16-кл |
Тип двигателя |
Бензиновый, четырехцилиндровый, рядный |
Рабочий объем, л (см 3 ) |
1,6(1596) |
Диаметр цилиндра, мм |
82 |
Ход поршня, мм |
75,6 |
Степень сжатия |
10,5 |
Количество распределительных валов |
2 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Тип привода газораспределительного механизма |
Зубчатым ремнем |
Тип газораспределительного механизма |
DOHC |
Номинальная мощность нетто, кВт/л. с. ( при частоте вращения коленчатого вала, мин -1 ) |
78/106 (5800) |
Максимальный крутящий момент нетто, Нм (при частоте вращения коленчатого вала, мин 1 ) |
148 (4200) |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин -1 |
840 |
Отключение подачи топлива при частоте вращения коленчатого вала, мин -1 |
6200 |
Масса, кг |
109,2 |
Система зажигания |
Электронная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Система питания |
Распределенный впрыск топлива |
Топливо |
Неэтилированный бензин с октановым числом 95 |
Наличие нейтрализатора |
Есть |
Нормы токсичности |
Евро 5 |
Минимальное давление в системе смазки двигателя при температуре масла 85° С и частоте вращения коленчатого вала 5400 мин 1 , кПа (кгс/см 2 ) |
441,3-637,4(4,5-6,5) |
Минимальное давление в системе смазки двигателя на холостом ходу, кПа (кгс/см 2 ) |
196,2 (2,0) |
Расход масла в зависимости от израсходованного топлива, % |
0,3 |
Объем масла в системе смазки двигателя со штампованным (стальным) поддоном картера, л |
2,9 |
Объем масла в системе смазки двигателя с литым (легкосплавным) поддоном картера, л |
4,1 |
Класс качества моторного масла по API * |
SL, SM или SN |
Класс вязкости моторного масла по SAE *
|
OW -30 — ниже -40°С до +25°С 0 W -40 - ниже -40°С до +30°С 5 W -30 - от -30°С до +25°С 5 W -40 - от -30°С до +35°С 10 W -30 - от -25°С до +25°С 10 W -40 - от -25°С до +35°С 15 W -40 - от -20°С до +45"С 20 W -40- от-15°Сдо+45°С 20 W -50 - от -15°С и выше +45°С |