Устройство карданной передачи автомобиля

Назначение карданной передачи

 

 

Карданная передача автомобиля — конструкция, передающая крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи, и имеющими возможность взаимного углового перемещения. Широко используется в различных областях человеческой деятельности, когда трудно обеспечить соосность вращающихся элементов. Название передача получила от имени Джероламо Кардано, который описал её в XVI в. (но, скорее всего, не изобретал). В автомобиле карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач (раздаточной коробки) к ведущим мостам в случае классической или полноприводной компоновки. Также используется в травмобезопасной рулевой колонке для соединения рулевого вала и рулевого исполнительного механизма (рулевого редуктора или рулевой рейки). Карданная передача автомобиля имеет существенный недостаток — несинхронность вращения валов (если один вал вращается равномерно, то другой -- нет), увеличивающуюся при увеличении угла между валами. Это исключает возможность применения карданной передачи во многих устройствах, например, в трансмиссии переднеприводных автомобилей. Отчасти, этот недостаток может быть скомпенсирован использованием на одном валу парных шарниров, повернутых на четверть оборота друг относительно друга. Однако там, где требуется синхронность, как правило, используется не карданная передача автомобиля, а шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) — более совершенная, однако и более сложная, конструкция того же назначения. С помощью карданной передачи автомобиля на заднеприводных автомобилях крутящий момент передается от вторичного вала коробки переключения передач к главной передаче под изменяющимся углом. Иначе говоря, карданная передача автомобиля предназначена для сообщения крутящего момента агрегатам, оси валов которых не совпадают и могут изменять свое положение относительно друг друга при движении автомобиля. Карданная передача автомобиля состоит из следующих основных элементов: передний и задний валы; промежуточная опора с подшипником; шарниры с вилками; крестовины; шлицевое соединение; эластичная муфта. Механизм шарниров с вилками и крестовинами обеспечивает передачу крутящего момента под изменяющимся углом. У заднеприводного легкового автомобиля задний мост с установленными колесами связывается с кузовом не жестко. С другой стороны, к кузову очень прочно и неподвижно крепятся двигатель, коробка переключения передач, а также передний вал карданной передачи. Состояние российских дорог всем хорошо известно: с незапамятных времен их атрибутами являются ямы, ухабы, выбоины и прочие «прелести». При движении автомобиль периодически подпрыгивает на этих неровностях. Кузов машины относительно заднего моста перемещается по вертикали — то вверх, то вниз, в результате чего постоянно изменяется угол между передним валом карданной передачи и главной передачей, расположенной в заднем мосту автомобиля. Крутящий момент передается именно в это «играющее» место, процесс же должен быть постоянным и равномерным. Само собой, задний вал карданной передачи не должен быть жестким, поэтому он имеет два шарнира, с помощью которых крутящий момент передается от коробки переключения передач к главной передаче ровно и спокойно, даже когда автомобиль подпрыгивает на ухабах. Посредством шлицевого соединения компенсируется линейное перемещение карданной передачи относительно кузова машины при каждом изменении угла передачи крутящего момента. Эластичная муфта компенсирует неаккуратное обращение с педалью сцепления, поглощая проходящую по трансмиссии автомобиля ударную волну. Эта деталь имеет особенно большое значение, если автомобилем управляет малоопытный человек. У переднеприводных автомобилей карданная передача в традиционном понимании отсутствует, поскольку крутящий момент передается на передние колеса. Для каждого колеса предусмотрены свой карданный вал и по два шаровых шарнира (то есть каждое колесо ведущей оси имеет собственную карданную передачу). Этот механизм называется шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Наиболее уязвимым местом ШРУСа являются шарниры: при попадании на них пыли или грязи они быстро выходят из строя. Шарниры защищены резиновыми колпаками (пыльниками), за состоянием которых необходимо постоянно следить: если на пыльнике есть трещины или разрывы, его следует сразу заменить, иначе придется устанавливать новый ШРУС, что намного сложнее и дороже. Если из ШРУСа доносятся посторонние шумы (шорох, хруст и т. п.) — меняйте его, не откладывая. Эксплуатировать автомобиль с неисправным ШРУСом опасно, это чревато серьезными неприятностями на дороге. О неисправностях карданной передачи заднеприводных автомобилей могут свидетельствовать стук со стороны карданной передачи при резком разгоне и трогании с места, повышенная вибрация (биение) карданного вала автомобиля, шум со стороны карданного вала во время движения. Как правило, стук при трогании с места или резком разгоне вызван ослаблением болтов крепления фланцев карданных шарниров либо болтов крепления промежуточной опоры к поперечине. Могут также износиться шлицы удлинителя, разрушиться крестовина, выйти из строя игольчатый подшипник. Малой кровью удастся устранить только ослабление болтов: их необходимо крепко затянуть. В остальных случаях придется заменить вышедшие из строя детали. ПРИМЕЧАНИЕ Часто даже опытные водители списывают на карданный вал стуки, не имеющие к нему отношения. Характерный пример — шум, вызванный ослаблением крепления двигателя, коробки передач или сцепления. Износ или повреждение резиновых подушек, неправильная установка двигателя на подушках также могут являться причиной подобных стуков. Посторонние звуки, вызванные работой карданного вала, не всегда являются следствием серьезной поломки. Если при движении слышен дребезжащий гул, а при трогании с места происходят рывки и удары, то, скорее всего, причина — в ослаблении тех или иных креплений. В первую очередь следует подтянуть болты крепления фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни моста, болты крепления эластичной промежуточной опоры и эластичной муфты к фланцу вала коробки передач. Многие начинающие автолюбители впадают в панику, услышав металлический стук или скрежет, которые явно связаны с карданным валом. Впрочем, такие звуки способны обескуражить даже опытного водителя. Однако вполне вероятно, что повода для особого беспокойства нет: подобный шум может быть вызван случайно намотавшейся на карданный вал проволокой. Биение карданного вала автомобиля случается из-за его деформации, выхода из строя подшипника промежуточной опоры или нарушения балансировки. Шум при движении также может возникать по причине износа карданных шарниров, которые придется заменить. На продолжительность службы ШРУСов и шарниров карданного вала заднеприводных автомобилей отрицательное влияние оказывают неправильный выбор скоростного режима на разбитых дорогах, буксование в грязи (особенно опасно для переднеприводных автомобилей), резкий разгон, резкий старт (некоторые любят «стартануть» с визгом шин), езда по грунтовой дороге с глубокими колеями.