Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Измерение плотности электролита в аккумуляторе

 

 

Плотность электролита позволяет определить степень разряженности аккумулятора.
Для проведения замера требуются специальные приборы — ареометр или плотномер.
При замере плотности учитывают температуру жидкости и вводят соответствующие поправочные показатели при увеличении температуры свыше 30 °С или понижении ниже -20 °С. Таблица соответствия плотности электролита температуре окружающей среды
Температура, ° С Поправка, г/см3
Ниже -26 -0,04
-25 — - 11 -0,03
-10 — +4 -0,02
+5 — +19 -0,01
Свыше+31 +0,01

Для проведения замера плотности электролита на аккумуляторной батарее откручивают пробку заливного отверстия, вставляют в нее трубку плотномера и, сдавливая резиновую грушу прибора, набирают жидкость в прибор. Всплывающий поплавок прибора показывает соответствующую плотность электролита.

В норме при температуре в пределах +20—30 °С она должна составлять 1,27 г/см3. После проведения замера крышку снова закрывают.

Процедуру проверки плотности электролита повторяют с каждой аккумуляторной батареей. Если плотность электролита ниже 1,24 г/см3, аккумулятор нуждается в подзарядке, для чего его требуется снять с автомобиля. Не стоит замерять плотность электролита в следующих случаях:

¦ уровень электролита ниже минимальной отметки на бачке;

¦ электролит слишком сильно нагрет или, напротив, очень низкой температуры (нормальная температура для определения плотности не должна опускаться ниже +15 °С и быть выше +27—28 °С);

¦ если до этого несколько раз включался стартер, поскольку тогда плотность электролита будет неоднородна и показания, скорее всего, окажутся неправильными;

¦ если уровень электролита восстанавливался за счет доливания дистиллированной воды, в этом случае следует выждать определенное время, пока плотность электролита не выровняется во всей системе, для этого могут потребоваться несколько часов, особенно если аккумулятор был разряжен.

Если замеряется плотность кипящего электролита, жидкость грушей набирают в ареометр и ждут, пока все пузырьки в электролите не поднимутся на поверхность, после чего снимают показания плотности электролита.

Электролит кислотной аккумуляторной батареи это раствор серной кислоты и дистиллированной воды.
Электролит для автомобильного аккумулятора надо приготовлять из разбавленной серной кислоты плотностью 1,40 г/куб.см. Это делается для того чтобы избежать сильного разогрева электролита при его приготовлении. Электролит для аккумуляторов следует приготовлять в эбонитовых, керамических, фаянсовых или выложенных листовым свинцом деревянных баках. Стеклянная посуда для приготовления электролита непригодна, так как при разогреве раствора она может дать трещину. Хранить приготовленный и остывший электролит в стеклянной посуде можно.
Для приготовления электролита плотностью 1,40 г/см3 надо в приготовленный бак (посуду) налить нужное количество дистиллированной воды, затем, непрерывно помешивая воду стеклянной или эбонитовой палочкой, вливать небольшими порциями серную кислоту из расчета 0,650 л серной кислоты плотностью 1,83 г/куб.см на 1 л дистиллированной воды. Обязательно надо вливать серную кислоту в воду! Нельзя вливать воду в кислоту, так как струя воды, соприкасаясь с кислотой, быстро разогревается, вскипает и разбрызгивается. Брызги, попав на кожу, вызывают ожоги.
В различных инструкциях по аккумуляторам величина плотности электролита для аккумуляторов всегда дается приведенной к температуре 15*С.
Плотность электролита замеряют ареометром (денсиметром) с пипеткой. Для замера плотности электролита необходимо сжать резиновую грушу рукой и погрузить эбонитовый наконечник пипетки в электролит, затем отпустить грушу, выждать, пока уровень электролита в пипетке перестанет повышаться, и определить величину плотности. Отсчет вести по шкале ареометра против нижнего края мениска жидкости.
С изменением температуры электролита его плотность изменяется. Поэтому перед замером плотности необходимо предварительно замерить температуру электролита и, вводя поправки (смотри таблицу) к показанию ареометра, прибавляя ее к показанию ареометра, если температура электролита выше 15°С, или отнимая ее, если температура электролита ниже 15°С., приводить плотность электролита к температуре 15*С.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, не должна превышать 25*С в условиях умеренного климата и 30*С в условиях тропиков. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15*С.
Плотность электролита, приведенная к 15*С, полностью заряженной батареи должна быть;
-для районов с резко континентальным климатом и с температурой зимой ниже —40°С: зимой — 1,31, летом — 1,27;
- для северных районов с температурой зимой до —40°С — круглый год 1,29;
- для центральных районов с температурой зимой до —30°С — круглый год 1,27;
- для южных районов — круглый год 1,25;
- для тропиков — круглый год 1,23.
В процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора надо регулярно проверять плотность и уровень электролита в нем.
Если плотность электролита в аккумуляторе мала (ниже 25%-ной разряженности зимой и 50%-ной разряженности летом, (смотри как проверить аккумулятор)) или выше допустимой плотности, то необходимо принять меры.
Прежде всего надо выяснить почему произошло изменение плотности электролита в аккумуляторе. Если плотность электролита ниже нормы, то возможно аккумулятор не дозаряжается. В этом случае в первую очередь проверить и при необходимости отрегулировать напряжение, поддерживаемое реле-регулятором.
Если плотность выше нормы, то следует иметь ввиду - плотность электролита при правильной работе реле-регулятора может повыситься из-за того, что в батарею доливали вместо воды электролит.