При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с
блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие коробления
головки блока из-за перегрева.
Вам потребуются: головки торцовые «на 12», «на 13», вороток, удлинитель, шестигранный ключ «на 8» для
отворачивания болтов головки блока цилиндров, ключи «на 12», «на 13», «на 14», «на 17», «на 19», отвертки с
плоским и крестообразным лезвиями.
1. Снизьте давление в системе питания, если работа выполняется сразу после поездки (см. «Снижение
давления в системе питания»).
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Снимите ремень привода газораспределительного механизма (см. «Замена и регулировка натяжения
ремня привода газораспределительного механизма»).
4. Снимите катколлектор (см. «Замена прокладки катколлектора двигателя»).
5. Нажмите на фиксатор и отсоедините колодки с
проводами от регулятора холостого хода…
6. …и датчика максимального разрежения.
7. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»)
8. Выверните болт крепления кронштейна трубки системы охлаждения двигателя к блоку цилиндров…
9. …и отсоедините трубку от корпуса термостата.
10. Отсоедините колодку с проводами от регулятора холостого хода (на фото отсоединение колодки с проводами для наглядности показано на снятом дроссельном узле).
Замена прокладки
11. Поверните сектор дроссельной заслонки до упора и извлеките из паза сектора наконечник троса привода дроссельной заслонки.
12. Выверните два болта крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу и отведите трос вместе с его кронштейном в сторону (см. «Замена прокладки ресивера»).
13. Нажмите на фиксатор и разъедините колодки жгутов проводов форсунок.
14. Нажмите на два фиксатора и отсоедините от штуцера топливной рампы топливную трубку.
15. Выверните болт и отведите наконечник «массового» провода в сторону.
16. Выверните два болта крепления поддерживающего кронштейна к ресиверу (см. «Замена прокладки ресивера»)
17. Выверните болты крепления головки блока цилиндров, извлеките их вместе с пружинными
шайбами…
Предупреждения
Болты крепления головки блока цилиндров можно
выворачивать только на холодном двигателе.
Под головками болтов установлены пружинные шайбы — не
потеряйте их.
18. …снимите головку блока цилиндров в сборе с ресивером…
Полезный совет
Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так
как она довольно тяжелая. 19. …и снимите ее прокладку.
20. Очистите привалочные поверхности (они должны быть сухими и чистыми) головки блока и блока
цилиндров, удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
21. Проверьте плоскостность поверхности головки блока, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого
поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем по диагонали и
щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейкой. Замените головку, если зазор превысит
0,1 мм.
22. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом
следующего:
– обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;
– обязательно замените новыми болты крепления головки блока, так как при затяжке они деформируются и
становятся непригодными для повторного использования;
4.13. Схема затяжки болтов
крепления головки блока
цилиндров
– затягивайте болты на холодном двигателе в последовательности, показанной на рис. 4.13, в три этапа:
I этап — затяните болты моментом 23–27 Н·м (2,3–2,7 кгс·м);
II этап — доверните болты на угол 60°;
III этап — окончательно доверните болты на угол 60°.
23. Установите все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
24. Отрегулируйте натяжение ремней привода насоса гидроусилителя рулевого управления (см.
«Регулировка натяжения и замена ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления») и привода
генератора и водяного насоса (см. «Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора,
водяного насоса и его замена»).